Ассиметрия полушарий мозга (нейрофизиология, нейропсихология)

Ассиметрия полушарий мозга (нейрофизиология, нейропсихология)
Ассиметрия полушарий мозга

Речь человека применяется им в качестве средства мышления, дающего возможность реализации отвлечений и обобщений. Человек умет осуществлять анализ слов, являющихся сигналами других сигналов, то есть отвлечением от реальной действительности. За речевую функцию отвечает задняя треть нижней лобной извилины левого (для правшей) полушария головного мозга человека. У левшей речевая функция менее латерализована.
Речь бывает импрессивной и экспрессивной. Экспрессивная речь - это кодирование мысли посредством внутренней речи в развернутую, базирующейся на грамматической устройстве языка. Импрессивная речь представляет из себя обратный процесс - декодирование высказывания с последующим выделением заключенной вы сказывании мысли.
Для реализации качественной речевой деятельности важна целостность угловой извилины, слуховых и зрительных областей, центров Вернике и Блока, нейронов отвечающих за работу речевых мышц, а также определенных подкорковых структур (ассоциативные ядра таламуса и др.). При этом необходим достаточный уровень сознания и бодрствования, а также межполушарные связей.
В раннем детском возрасте лучше протекает восстановление нарушений речи, до 4х лет функция речи равномерно распределена в обоих полушариях мозга, однако в последующем осуществляется латерализация, и левое доминирующее полушарие начинает отвечать за речь, речевую память, категориальное восприятие, логическое мышление.
Полушария получают данные с противоположных сторон тела человека, за частичным исключением слуховой системы, сигналы который доставляются в каждую половину мозга, но с противоположной стороны всетак мощнее. Поэтому звучания слов справа качественней регистрируются центрами речи левого полушария примерно в соотношении два к одному.
Правое полушарие доминирует в оценке тональности звуков и мелодий, определении локализации предметов в окружающем пространстве, узнавании лиц.
Левое полушарие доминирует в регистрации изображений слов и букв; управлении жестикуляции правой руки во время речи в соотношении три к одному.
Литература и источники для самообразования:
1. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов // В.В. Шульговский. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 277 с.
2. Батиев А.С. Физиология поведения. Нейробиологичесчкие закономерновтсти 1987 Стр. 304-352

Автор статьи: к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
Короткая ссылка на новость: https://bodib.ru/~DBAnc